40 лет в «Доме Луниных»

Дата публикации 31.10.2024
Главное здание на Никитском бульваре

Особняк генерала-лейтенанта Лунина является главным хранилищем восточных сокровищ уже 40 лет. Но до этого Музею Востока, образованному в 1918 году,  пришлось несколько раз сменить прописку. Его растущая коллекция требовала все больше места.

Новый дом для Музея Востока было решено устроить в городской усадьбе в самом центре Москвы на Никитском бульваре. Но музей – заведение со специфическими требованиями и капризными «жильцами». В 1968 году началась реставрация здания и приспособление его под музейные нужды. Работы затянулись на 15 лет. В 1984 они начали подходить к концу и в некоторых из готовых залов стали проводить выставки длиной от 2 недель до месяца.

«В мае 84-го открылась выставка Рудольфа Хачатряна. Это очень интересный график, очень тщательно работающий, когда штрих ложится ровненько, когда глаза прописаны, реснички. Но не в этом его, конечно, достоинство. Он сделал большую и очень интересную портретную галерею знаковых людей того времени. Это были актеры, искусствоведы, художники», – вспоминает старший научный сотрудник Отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Светлана Хромченко.

В конце 1984 года в здании завершилась полная реставрация и оно наконец стало доступным для посетителей. Свежеотремонтированные помещения еще не были оборудованы витринами и стендами, а постоянные экспозиции были в разработке. Поэтому было решено с размахом отметить 110-летний юбилей со дня рождения Николая Рериха и 80-летний – его сына Святослава.

Идея грандиозной выставки принадлежала Ольге Румянцевой – создателю мемориального кабинета Рерихов. Она рассказала:  «Я предложила сделать большую выставку обоих Рерихов, отца и сына, во всех 22 залах, взяв для этого произведения из разных музеев и частных коллекций, а также картины из собрания Святослава Николаевича Рериха, которые хранились тогда в художественном объединении Министерства культуры СССР и показывались в разных городах страны».

23 октября 1984 г., в день рождения Святослава Рериха, выставка, а вместе с нею и Музей Востока, были открыты. На вернисаже присутствовал и сам юбиляр. К коллекции ГМВ экспонатов добавили Бахрушинский музей, Третьяковка, Исторический и Русский музеи. Экспозиция вышла беспрецедентной: на ней были показаны 522 картины Николая и Святослава Рерихов.  

«Экспозицию работ Николая Константиновича открывают картины на темы русской истории. Среди них знаменитые произведения «Гонец», «Заморские гости». Впервые посетители увидят такие ранние его картины, как «Пушкари»,  «Воин». Столь же широко и ярко отражен в экспозиции второй, «восточный» период творчества Рериха-отца. Здесь выставлены пейзажи Гималаев, Тибета, Монголии, картины на сюжеты народных сказаний, легенд и преданий, которые принесли художнику и ученому-исследователю всемирную известность», – описывает в своей книге «Материалы по истории Государственного музея Востока (1971-1990). Люди. Вещи. Дела» главный летописец ГМВ Владимир Войтов.

Святослав Рерих представлен картинами, запечатлевшими Индию – ее природу, легенды, людей.

«Выставку Рерихов показывали полтора года. Она была настолько популярной, что в первые месяцы желающие посетить ее должны были отстоять многочасовую очередь. Вы можете себе представить мощь выставки, чтобы очереди стояли в правую  сторону до МХАТа и почти до конца бульвара налево. Люди просто рвались на эту выставку!», – вспоминает советник генерального директора Татьяна Метакса.

Одновременно с этой выставкой в здании открылась постоянная экспозиция произведений Рериха и предметов искусства из его коллекции и появился его мемориальный кабинет с книгами, картинами, личными вещами и архивом его семьи.

На месте нынешнего здания в XVIII в. стоял трехэтажный дом князей Путятиных, построенный  архитектором Е.С. Назаровым. В 1802 г. этот участок земли со строениями приобрел генерал-лейтенант П.М. Лунин (дядя декабриста М.С. Лунина). В 1812 г.  пожар оставил от дома часть сводов первого этажа.

В 1814-18 годах были возведены одно- и двухэтажные постройки и новый двухэтажный флигель, который и стал жилым домом семьи Луниных. В  1818 г. за дело взялся архитектор Д.И. Жилярди. Эту усадьбу называют наиболее значительной жилой постройкой мастера. Она представляет собой выдающийся образец русского ампира I-й четверти XIX в.

Узнать подробности о знаменитом доме можно на специальной экскурсии, которую проводят в музее. Екатерина Симатова, которая разработала маршрут, рассказывает: «Удивительная судьба прекрасной певицы Екатерины Петровны Луниной. Вместе со своим супругом, графом Риччи, она устраивала музыкальные вечера, знаменитые на всю столицу. В ее музыкальный салон приезжал Александр Сергеевич Пушкин – об этом он писал в письмах жене, называя голос хозяйки божественным. Это не удивительно: Лунина закончила Болонскую консерваторию и пела перед тремя императорами: Наполеоном Бонапартом, Александром Первым и Николаем Первым».

И таких удивительных подробностей у экскурсовода – на полтора экскурсионных часа.  При этом посетители исследуют здание и внутри, и снаружи.