Альбомы на рисовой бумаге и книги по китайской живописи. Что почитать о жанре шаншуй?

Дата публикации 16.09.2024
Главное здание на Никитском бульваре

Шаньшуй-хуа (山水 – shanshui, буквально – «горы и воды») был и остаётся одним из наиболее излюбленных жанров пейзажной китайской живописи. Складываться он начал в первые века нашей эры, но периодом становления принято считать Эпохи Суй (581 - 618) и Тан (618 - 907).

Одним из старейших свитков в жанре шаньшуй-хуа, дошедших до наших дней, считается «Весенняя прогулка» Чжань Цзыцянь (545 - 618), хранящаяся в музее Гугун (Пекин).

В зависимости от материалов, которые использовали художники, живопись шаньшуй бывает монохромной, сине-зеленой, золотисто-бирюзовой, бледно-охристой, прозрачной. Так, например, художник танской эпохи Ли Сысюнь (651 - 716) прославился пейзажами, написанными в золотисто-бирюзовой манере и оказал большое влияние на развитие «сине-зелёного пейзажа».

В эпоху Пяти династий и Десяти царств (907 - 979) в пейзажной живописи продолжают развиваться различные стили и направления, техники и приемы.

Периодом расцвета пейзажной живописи в целом и шаньшуй в частности, считаются эпоха Сун (960-1279). Именно в это время происходит разделение пейзажной живописи на две школы – северную, для которой характерны величественность и энергия, и южную, которой свойственна простота стиля.

В последующие эпохи (Юань, Цин, Мин) художники продолжали свои творческие поиски в композиции и приемах владения кистью, стремясь в своих картинах слить воедино живопись, поэзию и каллиграфию. Большинство пейзажей шаньшуй писали на шелковой ткани. В эпоху Юань появляется влаговпитывающая сюаньчэнская бумага сюаньчжи, что сделало возможным применение новых техник рисования и раскрашивания.

В коллекции Музея Востока наиболее старым произведением в жанре «горы и воды» является «Пейзаж в сине-зеленой гамме» Цю Ина, который экспонируется в витрине китайского зала. Он датируется первой третью XVI века. В залах музея выставлена малая часть коллекции, так как шелковые свитки требуют особых условий хранения, но у посетителей есть замечательная возможность прийти в читальный зал библиотеки и полюбоваться репродукциями самых известных картин китайских художников.

Библиотека располагает большим количеством альбомов по живописи эпохи Сун и Тан. Большинство этих альбомов издано в Китае, на тончайшей рисовой бумаге, в традиционных тканевых переплетах с костяными застежками. Помимо художественных альбомов посетителям библиотеки доступны книги по истории китайской живописи на русском, немецком и китайском языках.