Екатерина Симатова: «Сорок лет – на своем месте»

Дата публикации 04.04.2025

Методист по музейно-образовательной деятельности Екатерина Симатова 4 апреля отмечает сорокалетний юбилей работы в Музее Востока. О том, как начался ее путь и почему работа остается привлекательной даже спустя четыре десятка лет, Екатерина Александровна рассказала в интервью.

Я закончила с красным дипломом Московский государственный университет, исторический факультет, отделение истории искусства, в 1984 году. В то время было очень трудно устроиться искусствоведом на работу.  А весной следующего года открывался музей в этом здании, в доме Луниных. В отдел экскурсий набирались молодые экскурсоводы, пришла и я.

Я не думала, что надолго задержусь здесь: я занималась искусством Византии, мечтала   быть ближе к этой области – древнерусское искусство хотя бы. Но потом поняла, что и в Музее Востока есть смежная тема – я стала заниматься древними армянскими рукописями. Христианский восток затем получил развитие в лекционном цикле по Армении и Грузии. Но это случилось уже позже, когда я стала методистом и занялась разработкой новых программ.

Дело в том, что в середине двухтысячных во всех музеях случился удивительный взлет интереса у посетителей к лекциям. «Музейный бум» потребовал разных форм музейного образования. Тогда я сделала несколько новых и до сих пор востребованных для детей циклов методических занятий по нашим экспозициям. Например, так называемый китайский или японский абонемент. Он для детишек с родителями, которые приходят подряд на 4 занятия, только в один, например, китайский зал.  

Самая главная моя методическая задача – это руководство Школой Востоковеда. Большая образовательная двухгодичная программа для взрослых. В какой-то момент я почувствовала, что есть очень много людей, которым не хватает только экскурсий, которые хотят больше углубиться в специфику востоковедения. И такую программу разработала. Мы посещаем не только музейные залы, но и наши реставрационные мастерские, отделы археологии, фонды; занятия проводят наши научные сотрудники. Тематически охватывается весь Восток, в том числе и тот, который не представлен в постоянной экспозиции. У нас есть семинарские занятия, когда «ученики» получают задания, пытаются сами описывать памятники, делать какие-то искусствоведческие выводы. Школе 10 лет, и в нее очень сложно записаться – набор всего 40 человек, места раскупают просто моментально.   

Наш экскурсионный отдел в каком-то смысле уникальный – мы должны знать весь Восток. Это на самом деле не очень-то легко. Представьте себе, что надо знать и Китай, и Японию, и Индию, и Юго-Восточную Азию, и Кавказ, и Среднюю Азию, и Северную. Все это – и на достаточно глубоком уровне. Моя задача как методиста, чтобы этот уровень у экскурсоводов не снижался – старая закалка, академическая, родом из Московского университета.

В работе больше всего ценю то, что мне удалось найти свою стезю.  В моей жизни соединилось все, к чему я всегда стремилась: глубокое академическое постижение темы востоковедения самых разных стран и передача этих знаний людям.  

Мы ведь все время встречаемся с людьми, и людьми разными. Мы всегда учим вновь пришедших к нам молодых экскурсоводов: вы должны посмотреть, какая к вам пришла группа, что они могут осилить, что вы им должны дать, чтобы именно они на своем уровне ушли из нашего музея в восторге от наших экспозиций, от той страны, с которой они впервые познакомились. Здесь соединяются академические знания, способность к коммуникации, педагогические навыки и иногда даже театральные, если дело касается детей. И так приятно, когда от тебя уходят люди в восторге, зараженные твоим собственным интересом, твоей собственной любовью, восхищением искусством той или иной страны! Это дает удовлетворенность от работы, понимание того, что в профессиональной деятельности ты на месте, ты состоялся. И это, конечно, все благодаря нашему музею, нашим потрясающим коллекциям, нашим удивительным сотрудникам.