Татьяна Метакса – одна из трех профессиональных долгожителей Музей Востока. Ее карьера началась в 1969 году в качестве обычного экскурсовода, спустя полвека карьерная лестница привела ее на должность советника генерального директора. 21 августа старейшему сотруднику музея исполняется 80 лет.
Начало пути: сказка длиною в полвека
— Татьяна Христофоровна, как начиналась удивительная история длиной в 55 лет?
— Да, это действительно удивительная и очень личная история. Осенью 1969 года, это было вскоре после моего окончания педагогического института имени Крупской, я пришла на встречу выпускников вместе с мужем — мы учились в одном классе. Наша классная руководительница Зоя Степановна, узнав, что я работаю в кабинете марксизма-ленинизма в одном из московских институтов, буквально всплеснула руками: «Таня, как ты могла? Ты же из семьи художников и коллекционеров! Это совершенно не твое место!»
Она говорила это так убежденно, так страстно, что я не могла не прислушаться. «Тебе нужно в Музей Востока!» — сказала она и буквально указала мне дорогу: улица Обуха, недалеко от метро Курская. Помню, как в тот же вечер я пошла посмотреть на это здание — оно показалось мне таким притягательным, загадочным.
Я пришла в музей, еще продолжая работать в институте — так сильно было желание попробовать. Сначала устроилась внештатно, помогала в организации экскурсий, а 23 июня 1970 года меня официально приняли в штат. Так началась моя «восточная сказка», длящаяся уже 55 лет — целая жизнь, наполненная удивительными открытиями и встречами.
Первые шаги в музее: экскурсии и не только
— С чего началась ваша музейная карьера? Какими были первые впечатления?
— Меня определили в отдел пропаганды (сейчас это отдел экскурсионно-лекционной работы). В те годы это было настоящее приключение — мы водили по три, а то и четыре экскурсии в день! Особенно я полюбила работать с детьми — их непосредственность, живой интерес и неожиданные вопросы заряжали энергией на весь день.
Один случай особенно запомнился. После лекции «Путешествие по Индии» в подмосковной школе ребята окружили меня и спросили: «А вы сами недавно были в Индии?» Я немного растерялась и ответила: «Да, недавно», хотя в тот момент еще не была в этой стране. Мне пришлось слукавить – не хотелось разрушать созданный образ и разочаровывать детей.
Но наша работа не ограничивалась экскурсиями в стенах музея. Мы ездили с лекциями по школам, воинским частям, даже в психоневрологические диспансеры — несли искусство в массы в самом прямом смысле. Это были удивительные годы полной самоотдачи, когда каждый день приносил новые знакомства и открытия.
Профессиональный рост: от экскурсовода до руководителя
— Как развивалась ваша карьера в музее? Какие этапы были наиболее значимыми?
— В 1976 году произошел важный поворот. Директор музея Генрих Павлович Попов создал отдел научной информации и предложил мне его возглавить. Это было целое «государство в государстве»: библиотека, фотостудия, издательский сектор, сектор внешних связей. Работа была колоссальная, но невероятно интересная.
Позже я руководила отделами выставок и рекламы, где получила бесценный опыт организации масштабных проектов. А став заместителем директора по науке, смогла по-новому взглянуть на музейную работу в целом. Каждый этап был по-своему важен и оставил в памяти яркие воспоминания. С 1997 года была первым заместителем директора, а с июня 2019 года и поныне я являюсь советником генерального директора.
Особенно горжусь участием в организации некоторых международных выставок в 1980-х — это было непростое время, но мы смогли показать миру богатство наших коллекций. И конечно, создание современной системы популяризации музейного наследия — от классических экскурсий до работы в социальных сетях.
Знаковые встречи: от Рериха до Ричарда Гира
— С кем из выдающихся людей вас сводила работа в музее? Какие встречи запомнились больше всего?
— О, это отдельная глава моей жизни! Чаепитие со Святославом Рерихом — удивительно мудрый и светлый человек, от которого буквально исходила какая-то особенная энергетика. Беседа с Далай-ламой — поразительная внутренняя сила и глубина мысли. Экскурсия для Йоко Оно — она пришла на биеннале современного искусства в начале 2000-х и проявила неожиданно глубокий интерес к нашим коллекциям.
А на выставке тибетских танок в Академии художеств на Пречистенке почетным гостем был Ричард Гир!
«Лицо музея»: как восточный стиль стал визитной карточкой
— Как получилось, что именно вы стали олицетворением Музея Востока? Я знаю, что очень часто про вас говорят: «о, вон Музей Востока идет!»
— (Смеётся) Это получилось совершенно естественно и органично! С середины 1990-х я начала носить восточные наряды и украшения — сначала просто потому, что мне это нравилось. Тогда журналы и телевидение часто приглашали меня для интервью и съемок, и постепенно мой образ стал ассоциироваться с музеем.
Но важно понимать, что за внешним стилем стоит нечто большее. Я действительно живу этим музеем, дышу его атмосферой. Когда ты ежедневно погружён в мир восточного искусства, изучаешь его годами, это неизбежно отражается на всем — от стиля одежды до мироощущения, от жестов до манеры говорить.
Многие думают, что я специально создавала этот образ, но это не так. Все получилось само собой — я просто оставалась собой, следовала своим вкусам и предпочтениям. Возможно, именно в этой естественности и кроется секрет.
Семейные традиции: искусство в крови
— Ваша семья тесно связана с искусством. Расскажите об этом подробнее.
— Да, можно сказать, что искусство у нас в крови. Мой двоюродный дедушка, дядя моего папы — Георгий Дионисович Костаки, легендарный коллекционер, открывший миру русский авангард. Его часто сравнивают с Генрихом Шлиманом, они и похоронены рядом: один раскопал Трою, а дядя Юра «раскопал» и сохранил для мира русский авангард.
В нашей семье многие связали жизнь с искусством. Дочь более 30 лет проработала в Пушкинском музее, племянница — в Доме Брюсова. Дядя с женой были ведущими реставраторами Третьяковской галереи, а их дочь – реставратор в Историческом музее. Так что моя преданность музейному делу — это не случайность, а продолжение семейной традиции.
Помню, как в детстве отец приносил домой удивительные вещи — индийские ткани, например. В шестом классе на школьный карнавал он нарядил меня в подобие сари — возможно, именно тогда во мне проснулась любовь к восточному искусству.
Источники вдохновения: от Басманной слободы до Тарусы
— Где вы черпаете энергию и вдохновение после стольких лет работы?
— У меня есть особые «места силы». В Москве — это район Басманной слободы, где я выросла. Люблю Лефортовский парк, где родители учили меня кататься на коньках.
За городом моими убежищами стали Таруса и старый Коктебель. В Тарусе есть камень с надписью Марины Цветаевой — когда я там бываю, всегда прихожу к этому месту. Оно даёт удивительное ощущение связи времён, непрерывности культурной традиции.
Обожаю читать — с детства поглощала книги в огромных количествах. В семь лет уже тайком читала «взрослые» книги из родительского шкафа – Мопассана и Золя. Сейчас с мужем у нас особая традиция — читать вслух друг другу по вечерам. Это создает удивительную атмосферу близости и взаимопонимания.
И конечно, цветы — они мои верные друзья и вдохновители. Хотя есть одно исключение — терпеть не могу орхидеи, но это уже отдельная история, связанная с печальными событиями в моей жизни.
Послесловие
Музей — мой дом, моя жизнь и большая любовь. Когда я подхожу к экспонатам, то воспринимаю их как живых существ. Здесь собраны сокровища разных эпох и культур — как может быть скучно в таком месте?