В залах «Искусство Индии» произошла крупнейшая за четверть века реэкспозиция

Дата публикации 26.08.2025
Главное здание на Никитском бульваре

Постоянную экспозицию «Искусство Индии» серьезно изменили впервые за 25 лет. Торжественное открытие этих залов произошло в 2000 году. С тех пор происходила лишь регулярная смена экспонатов из текстиля, которые требуют особых условий показа из-за губительного воздействия света. На этот раз не только заменили ткани, но и добавили 17 произведений. Вместо кашмирской шали, требующей внимания реставраторов, посетители увидят шелковые ткани и парчу.

Центром одной из витрин было скульптурное изображение важнейшей индуистской богини Дурги. Она создана в традиционной бенгальской технике «шолапит» – из тростника шола. Богиня представлена в облике прекрасной многорукой женщины, восседающей на тигре. В эту витрину добавили репродукцию нарисованного в технике калигхат полукруглого фриза «чалчитра» – декоративного элемента индуистского храма с изображениями мифологических сцен.

«В центре фриза изображен бог Шива как супруг Дурги. Кроме того, в витрине теперь есть три небольших скульптуры, изготовленных из сплавов на основе меди и также изображающих богиню Дургу. Одна из них – композиция, отлитая ремесленниками Западной Бенгалии, где богиня представлена в окружении мифологических персонажей. Слева от нее помещен один из ее сыновей - слоноголовый Ганеша с четырьмя руками, справа - другой, Картикея, восседающий на павлине. Дурга пронзает копьем демона-асуру Махишу, опираясь одной ногой на своего носителя-вахана - тигрольва. Победу Дурги воспевают два музыканта», – рассказывает хранитель индийской коллекции Музея Востока Екатерина Шинкарева.

Другая скульптура – небольшое бронзовое изображение Дурги Махишасурмардини (побеждающей демона Махишу), создана в Южной Индии в XIX веке. Еще одна восседающая на тигре богиня Дурга изготовлена в середине XX века мастерами в округе Бастар – это предмет из недавно подаренной музею коллекции известного журналиста-международника и дипломата Сергея Кармалито.

Скульптура богини и композиция с мифологическими персонажами выполнены в технике дхокра. Это традиционное искусство литья по выплавляемым восковым моделям из сплавов на основе меди в индийских селениях практикуется веками. Ремесло и в настоящее время известно в современных штатах Чхаттисгарх, Джаркханд, Западная Бенгалия, Телангана, Одиша и Мадхья-Прадеш. Созданные в технике дхокра изделия отличаются характерным декором поверхности, в котором сплетены параллельные и спиральные линии, решётчатый узор и элементы зерни. В обновленной экспозиции 6 скульптур, выполненных в этой технике. Екатерина Шинкарева подчеркивает, что работы, изготовленные в индийских племенных сообществах, появились в постоянной экспозиции впервые. 

Напротив витрины с Дургой выставлена коллекция глиняных и металлических ритуальных скульптур, созданных ремесленниками округа Банкура в Западной Бенгалии, где особое распространение получило почитание богини змей Манасы. Считается, что Манаса защищает от несчастий и болезней, оберегает и исцеляет от укусов змей, отгоняет злых духов, а также связана с культом плодородия.

«Поклоняясь ей, верующие устанавливают на границе деревни или в священной роще алтари из глины, где богиня предстает в окружении многочисленных змей, а также персонажей местных мифов. В экспозиции представлено многоярусное терракотовое святилище – алтарь. Две чаши, украшенные изображениями змей – Манаса-гхат, используют в домашних святилищах», – объяснила хранитель.

К алтарям двух самых важных божеств, которым поклоняются в районе Банкура - Манасы и Дхармараджа (Бога Солнца) деревенские жители делают подношения, расставляя в местах для поклонения сотни терракотовых фигур лошадей и слонов. Их изображения, связанные с культом духов предков деревни и олицетворяющие богатство, власть и невероятную силу, могут быть небольшими, легко помещающимися в ладонь, или огромными – выше человеческого роста. В экспозиции представлены скульптуры коней, искусно вылепленных из глины, а также отлитых из металла в технике дхокра. Кроме того, в залах появились расширенные этикетки с описанием всех предметов в витринах.

Благодаря реэкспозиции у посетителей появилась возможность увидеть в витринах музея не только произведения классического индийского искусства, но и изделия народных мастеров – уникальные предметы, созданные вручную в традиционных техниках.