В мае 2021 года Государственный музей Востока представит масштабный выставочный проект «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров».
В мае 2021 года Государственный музей Востока представит масштабный выставочный проект «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров». Выставка пройдет с 15 мая по 25 июля.
Проект Музея Востока познакомит посетителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства. Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 250 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи, керамика, оружие, ковры и манускрипты, исторические документы и фотографии. Выставка будет дополнена экспонатами из Государственного Архива, фонда Марджани и фотоснимками из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов будет представлена впервые.
Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX в.: духовную жизнь, повседневность, особенности ведения войны и охоты, взаимосвязи с Европой и исторические перипетии, предлагая свою версию каджарской эпохи.
Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства стала осознаваться сотрудниками музеев, решившимися достать из запасников сначала произведения станковой живописи, а лишь недавно — и прикладного искусства этого времени (Москва (Государственный музей Востока, 1973), Нью-Йорк (Бруклинский музей, 1998); Ланс (Лувр-Ланс 2014)), Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019). Выставка каджарской живописи Музея Востока была первой в этом ряду уже тогда.
Богатейшая коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока стоит в одном ряду с собраниями Лувра, музея Виктории и Альберта и Государственного Эрмитажа. Всего в коллекции каджарского искусства Музея Востока находится более тысячи предметов.
Каджары — династия правителей Ирана из тюрского племени каджаров. Придя к власти в последней четверти XVIII в. после кровавой междоусобной борьбы, к середине XIX в. правители династии Каджаров столкнулись с давлением со стороны России и Британии, кризисными явлениями в экономике, территориальными потерями и социальной напряженностью, которые сделали каджарский период эпохой заката былой славы Ирана.
Но на фоне явственных признаков упадка возникло понимание важности перемен и образования, а с европейским влиянием в страну проникли технические новшества, реформаторские идеи и современные вкусы. Своеобразие исторической ситуации вызвало к жизни две основные тенденции, определившие культурную модель времени: интерес к модернизации и европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями породил художественную среду, в которой тесно сплелись архаическое и неожиданно современное.
Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие произведения каджарского искусства бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.
1.Неизвестный художник. Женщина у окна. Иран, XIX в. Холст, масло
Иранская живопись XIX века порой удивляет неподготовленного зрителя достаточно откровенными изображениями. Особое распространение в эту эпоху получил жанр «гаремные сцены» или «красавицы». Музицирующие, танцующие, исполняющие цирковые номера или просто возлежащие на подушках красавицы становятся декоративными элементами интерьеров – ими украшались залы приемов (талары) на мужской половине дома. В подобных картинах ценились в первую очередь красота и яркость формы, декоративность и пышность, граничащая с аляповатостью. Спрос на «гаремные» картины был велик среди придворных, а также состоятельных вельмож.
2. Изразец. Фархад и Ширин. Иран, посл. четв. XIX в. Глина, ангоб, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись
Предмет относится к многочисленной группе изразцов, в обилии производимых 1880-е гг. в Тегеране. Они характеризуются подглазурной росписью, превалированием синих и бирюзовых тонов с вкраплениями зеленого и розового и темной линией контура. Подобные новые стилистические черты в керамическом производстве связывают с именем Мухаммада-Али Исфахани (1893–1894). На изразце изображена сцена из знаменитой поэмы «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви, написанной в XII в.
3. Сосуд для розовой воды. Иран, XIX в. Стекло, выдувание
Стеклянные сосуды для розовой воды начали делать в Персии в период средневековья, но особенно развитым их производство стало в XVI–XVII вв. Мода на затейливые сосуды из цветного стекла для косметических нужд не ослабевала и в XIX в. Особенно характерен тип кувшинчиков с витой ручкой и носиком, чуть расплющенным на конце. Стеклянные иранские сосуды были представлены на Международной выставке 1851 г. в Лондоне и так полюбились посетителям, что стали производиться на экспорт в Европу.
4. Щит сепар. Иран, XIX в. Сталь, серебряная и золотая насечка, травление, гравировка
Большинство образцов высокохудожественного иранского оружия XIX в. не было предназначено для ведения боевых действий. Круглые щиты-сепары и островерхие шлемы, мечи и булавы использовались во время религиозных представлений и уличных процессий и пользовались большим успехом у иностранцев, интересовавшихся восточной экзотикой.
5.Футляр для зеркала. Третья четверть XIX века, папье-маше. Роспись темперными красками, лак.
Лаковые футляры для зеркал из папье-маше с отдельной крышкой были очень распространены в Иране XIX века. Оклеенные внутри лощеной бумагой, они были как правило расписаны пышными цветочными мотивами: розы, нарциссы, лилии и ветки плодовых деревьев в период цветения.