«Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров»

01.01.2021 — 15.02.2021

В мае 2021 года Государственный музей Востока представит масштабный выставочный проект «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров».

01.01.2021 — 15.02.2021

В мае 2021 года Государственный музей Востока представит масштабный выставочный проект «Роскошь заката: Иран эпохи Каджаров». Выставка пройдет с 15 мая по 25 июля.

Проект Музея Востока познакомит посетителей с малоизвестной широкой публике страницей иранской истории и искусства. Впервые в России в одном пространстве будет собрано более 250 предметов из богатейшей иранской коллекции музея Востока: произведения живописи, керамика, оружие, ковры и манускрипты, исторические документы и фотографии. Выставка будет дополнена экспонатами из Государственного Архива, фонда Марджани и фотоснимками из Кунсткамеры (МАЭ РАН). Большая часть экспонатов будет представлена впервые.

Экспозиция концептуально поделена на ряд тематических разделов и исследует разные стороны жизни иранского общества XIX – начала XX в.: духовную жизнь, повседневность, особенности ведения войны и охоты, взаимосвязи с Европой и исторические перипетии, предлагая свою версию каджарской эпохи.

Только в последние десятилетия значимость каджарского искусства стала осознаваться сотрудниками музеев, решившимися достать из запасников сначала произведения станковой живописи, а лишь недавно — и прикладного искусства этого времени (Москва (Государственный музей Востока, 1973), Нью-Йорк (Бруклинский музей, 1998); Ланс (Лувр-Ланс 2014)), Баку (центр Г. Алиева при участии Тбилисского музея истории Грузии (2019).  Выставка каджарской живописи Музея Востока была первой в этом ряду уже тогда.

Богатейшая коллекция каджарского искусства Государственного музея Востока стоит в одном ряду с собраниями Лувра, музея Виктории и Альберта и Государственного Эрмитажа. Всего в коллекции каджарского искусства Музея Востока находится более тысячи предметов.

Каджары — династия правителей Ирана из тюрского племени каджаров. Придя к власти в последней четверти XVIII в. после кровавой междоусобной борьбы, к середине XIX в. правители династии Каджаров столкнулись с давлением со стороны России и Британии, кризисными явлениями в экономике, территориальными потерями и социальной напряженностью, которые сделали каджарский период эпохой заката былой славы Ирана.

Но на фоне явственных признаков упадка возникло понимание важности перемен и образования, а с европейским влиянием в страну проникли технические новшества, реформаторские идеи и современные вкусы. Своеобразие исторической ситуации вызвало к жизни две основные тенденции, определившие культурную модель времени: интерес к модернизации и европейским достижениям и преклонение перед собственной историей, эпосом и традициями породил художественную среду, в которой тесно сплелись архаическое и неожиданно современное.

Произведения каджарского искусства не похожи на изысканные шедевры предшествующих эпох, но в них живет во всех противоречиях породившее их время. Наивные и многозначные, грубоватые и обаятельные, красочные и жизнеутверждающие произведения каджарского искусства бросают отблеск небывалой роскоши и сказочной фантазии на закатный период иранского средневековья.

1.Неизвестный художник. Женщина у окна. Иран, XIX в. Холст, масло

Иранская живопись XIX века порой удивляет неподготовленного зрителя достаточно откровенными изображениями. Особое распространение в эту эпоху получил жанр «гаремные сцены» или «красавицы».  Музицирующие, танцующие, исполняющие цирковые номера или просто возлежащие на подушках красавицы становятся декоративными элементами интерьеров – ими украшались залы приемов (талары) на мужской половине дома. В подобных картинах ценились в первую очередь красота и яркость формы, декоративность и пышность, граничащая с аляповатостью. Спрос на «гаремные» картины был велик среди придворных, а также состоятельных вельмож.

2. Изразец. Фархад и Ширин. Иран, посл. четв. XIX в. Глина, ангоб, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись

Предмет относится к многочисленной группе изразцов, в обилии производимых 1880-е гг. в Тегеране. Они характеризуются подглазурной росписью, превалированием синих и бирюзовых тонов с вкраплениями зеленого и розового и темной линией контура. Подобные новые стилистические черты в керамическом производстве связывают с именем Мухаммада-Али Исфахани (1893–1894). На изразце изображена сцена из  знаменитой поэмы «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви, написанной в XII в.

3. Сосуд для розовой воды. Иран, XIX в. Стекло, выдувание

Стеклянные сосуды для розовой воды начали делать в Персии в период средневековья, но особенно развитым их производство стало в XVI–XVII вв. Мода на затейливые сосуды из цветного стекла для косметических нужд не ослабевала и в XIX в. Особенно характерен тип кувшинчиков с витой ручкой и носиком, чуть расплющенным на конце. Стеклянные иранские сосуды были представлены на Международной выставке 1851 г. в Лондоне и так полюбились посетителям, что стали производиться на экспорт в Европу.

4. Щит сепар. Иран, XIX в. Сталь, серебряная и золотая насечка, травление, гравировка

Большинство образцов высокохудожественного иранского оружия XIX в. не было предназначено для ведения боевых действий. Круглые щиты-сепары и островерхие шлемы, мечи и булавы использовались во время религиозных представлений и уличных процессий и пользовались большим успехом у иностранцев, интересовавшихся восточной экзотикой.

5.Футляр для зеркала. Третья четверть XIX века, папье-маше. Роспись темперными красками, лак.

Лаковые футляры для зеркал из папье-маше с отдельной крышкой были очень распространены в Иране XIX века. Оклеенные внутри лощеной бумагой, они были как правило расписаны пышными цветочными мотивами: розы, нарциссы, лилии и ветки плодовых деревьев в период цветения.

Изразец. Фархад и Ширин. Иран, посл. четв. XIX в. Глина, ангоб, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись

Изразец. Фархад и Ширин. Иран, посл. четв. XIX в. Глина, ангоб, глазурь, формовка, обжиг, подглазурная роспись

Сосуд для розовой воды. Иран, XIX в. Стекло, выдувание

Сосуд для розовой воды. Иран, XIX в. Стекло, выдувание

Щит сепар. Иран, XIX в. Сталь, серебряная и золотая насечка, травление, гравировка

Щит сепар. Иран, XIX в. Сталь, серебряная и золотая насечка, травление, гравировка

Футляр для зеркала. Третья четверть XIX века, папье-маше. Роспись темперными красками, лак.

Футляр для зеркала. Третья четверть XIX века, папье-маше. Роспись темперными красками, лак.