Саора. Племя. Индия

13.03.2020 — 30.06.2020

13 марта Государственный музей Востока представляет выставку «Саора. Племя. Индия», посвященную памяти востоковеда-индолога Савельевой Людмилы Васильевны. Экспозиция создана по материалам экспедиций этнографа Алексея Иванова.

Main building
13.03.2020 — 30.06.2020

Министерство культуры Российской Федерации

Государственный музей Востока

Куратор выставки: Екатерина Шинкарева

На выставке, представленной в трех залах, можно будет увидеть 70 фотографий, выполненных молодым фотографом Антоном Мальковым, сумевшим почувствовать и передать самобытность племени, традиции и обычаи которого веками не изменялись.  Тематически каждый зал рассказывает об одном аспекте изучения этнографии народа: антропометрия, быт и традиции. Выставка дарит уникальную возможность проникнуть в закрытые для туристов отдаленные районы, где живут представители этнической группы Саора – народа, сохранившего память о дальнем пути предков, история которого началась около 8 тысяч лет назад.  Посетители смогут увидеть недоступную для обычных путешественников Индию глазами этнографа Алексея Иванова, многолетние исследования которого проводились в селениях саора, главным образом в штате Андхра Прадеш.

Иванов Алексей— этнограф, с 2006 г. проводил исследования в Индии под эгидой Центрального Университета г. Хайдарабад. В 2012 г. защитил кандидатскую диссертацию по материалам, собранным за четыре года исследований среди ченчу и ерукала (Андхра Прадеш).  С 2014 г. по 2019 г. проводил полевую работу в деревне Дуликуппа (район Виджанагарам, АП) среда саора.

Антон Мальков — фотограф, выпускник Факультета Фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина, студент на программе кинопроизводства Высшей Школы Экономики. Основное направление творчества – визуальное исследование изолированных сообществ, будь то племена Индии или студенческие субкультуры Петербурга. Публиковался в изданиях «Russia Beyond the Headlines», «Фома», «Bird in flight». Победитель «Best of Russia— 2016». Участник коллективных выставок в России и Хорватии, автор персональной фотовыставки в посольстве Индии в Москве в 2018 года.

Савельева Людмила (1933 – 2016) — востоковед-индолог, специалист по языку гуджарати, научный редактор первого гуджарати-русского словаря. Окончила Восточный факультет ЛГУ, отделение индийской филологии. С 1962 года работала на кафедре Ленинградского отделения Института народов Азии, в должности младшего научного сотрудника. В 1968 году переехала в Москву, где сотрудничала в индийской редакции издательства «Прогресс». В последние годы жизни, проживала в Тарусе, где организовала «Клуб друзей Индии».

Экспозицию дополняют предметы из собрания Государственного музея Востока. Это коллекция скульптуры малых форм и сосудов, выполненных в традиционной индийской технике бронзового литья дхокра. Самобытные произведения искусства с древних времен выплавлялись в племенах, живущих на территории современных Джаркханда, Ориссы (Одиши), Чхаттисгарха, Андхра-Прадеша, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии. Создатели техники дхокра, вдохновлялись мотивами окружающей природы, которой поклонялись населявшие эти территории и исповедовавшие анимизм племена аборигенов. Название дхокра произошло от имени мастеров дхокра-камаров. В основе техники – литье по «утраченной восковой модели». Все скульптуры отличаются богатством рельефного узора, покрывающего их в виде плетёнки, волнистых полос, спиралей. Для отливки сначала создавалась основная форма будущего изделия из глины и коровьего навоза, затем на нее наносили воск и украшали узорами, используя тонкие жгутики из смеси пчелиного воска и камеди, проваренных до густоты и протертых через сито. После этого заготовка покрывалась несколькими слоями глины, затем через отверстие-литник мастер заливал расплавленную бронзу, а из другого отверстия вытекал растаявший воск. В заключение процесса, когда отливка остывала, внешний слой глины удалялся, и готовое изделие шлифовалось.

Впервые саора появляются в работах сначала Плиния, а позже Птолемея. Римский историк указывает положение саора южнее Паталипутры (ныне Патны, штат Бихар); географ же из Александрии сообщает о богатствах саора и об их городах где-то в течении Ганга.

Религия саора, наравне с их долгой историей, стала основной причиной интереса антропологов к этой этнической общности. В основе религии саора лежит убеждение в бессмертии души, а, следовательно, в возможности разговаривать с духами. В каждой деревне есть шаман, занимающийся лечением тела и души; в деревне Дуликуппа, где проводилась основная часть исследования, шаманом был дед основного информанта, с ним удалось наладить хорошее взаимодействие и таким образом зафиксировать большое количество праздников и горестей. Нужно лишь добавить, что сам шаман не входит в транс, и саора не употребляют никаких изменяющих сознание растений, а медиумом между шаманом и духом является женщина, входящая в транс при помощи дыхательных упражнений. Она и сообщает шаману слова духа.  Впрочем, верования меняются, и начиная с ХIХ в. с саора работали множество христианских миссий, и работают здесь до сих пор, устраивая школы и церкви; как следствие многие саора официально являются христианами, что никаким образом не мешает им участвовать в различных деревенских фестивалях.