Мастера современной печатной графики. Харуми Сонояма. Литография

30.03.2022 — 17.04.2022

30 марта Государственный музей Востока представляет выставку «Мастера современной печатной графики.

Main building
30.03.2022 — 17.04.2022

Министерство культуры РФ

Государственный музей Востока

Кураторы выставки: Андрей Мартынов, Ольга Чернова

30 марта Государственный музей Востока представляет выставку «Мастера современной печатной графики. Харуми Сонояма. Литография». На выставке будет экспонировано более 20 работ современного японского художника из серий «Краски», «Выход цвета» и «Знамение», относящиеся к разным периодам начиная с 1980-х и заканчивая 2020 годом.

Харуми Сонояма родился в 1950 г. в префектуре Фукуока в Японии. Окончил факультет живописи Университета Дзокэй в Токио (1972 г.). В 1976-1978 гг. благодаря гранту от Агентства по делам культуры Японии он проходил стажировку в Европе и США. Харуми Сонояма – член Ассоциации японских художников, комитета Ассоциации печатной графики Японии, участник и призёр многих выставок.

Интерес к литографии и печатной графике в целом у Соноямы проснулся ещё в период обучения в университете. Первое признание как графика он получил в 26 лет, когда был удостоен приза в номинации «Новый талант» на 44-ой выставке Ассоциации печатной графики Японии. В 1978 г. он занял второе место на выставке современной японской печатной графики. 

Работы Соноямы вплоть до 1999 года (серии «Краски» и «Выход цвета») – отражение его личностного отношения к таким материальным вещам, как тушь – одному из основных используемых художником материалов. Даже само название серии «Краски» восходит к любимой Соноямой французской марке литографской туши. Тушь в данном случае не только основной материал, но и главный герой его произведений.

Огромное значение на мировосприятие художника и всё его дальнейшее творчество оказали теракты, совершённые в США 11 сентября 2001 года. От наблюдения за объектами, манипуляций с цветом Сонояма в последующей серии «Знамение» переходит к размышлениям о жизни и смерти через медитативное созерцание складок белой ткани.

Показательна в этом отношении используемая художником техника. Сонояма – один из немногих мастеров-традиционалистов, предпочитающих компьютерной обработке полностью ручное творчество включая подготовку камня или пластин для печати, создание рисунка, травление и нанесение красителей. Поразительный реализм литографий Соноямы достигается скрупулёзной работой художника в части создания рисунка, а также последовательной печати с использованием от 8 до 10 пластин.

С середины 1970-х годов Харуми Сонояма регулярно выставляется и получает призы на различных международных форумах. Его работы находятся в собрании Токийского художественного музей Метрополитен, Британского Музея (Лондон), Художественного музея Кливленда, Национального художественного музея Китая (Пекин), Музея изобразительных искусств Тайбэя, Государственного музея Востока (Москва) и других музеев.