8 июня Государственный музей Востока открывает выставку «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали».
Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Кураторы выставки: Дарья Ванюкова, Андрей Улитин
8 июня Государственный музей Востока открывает выставку «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали». В экспозиции будет представлено около 50 музейных предметов, дополненных фото и видеоматериалами.
Выставка «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали» продолжает серию проектов по результатам научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН в Республику Мали, в которой принимает участие Государственный музей Востока. Тематика выставок посвящена различным аспектам художественной культуры народов Мали. В этом году выставка новых поступлений в коллекцию музея призвана приоткрыть для зрителей такое важное культурное и социальное явление на территории Западной Африки как «тайные общества», различные по принципам отбора участников и функциям, которые они выполняют. Выставка расскажет о нескольких «тайных обществах» среди множества существующих на территории Республики Мали.
Зрители смогут познакомиться с художественными атрибутами, легендами, обрядовыми песнями, которые связывают этнические группы, людей разных возрастов и статуса в сложный социальный организм, позволяя регулировать практически все аспекты традиционной жизни. Ключевое для Западного Судана общество Коре, наиболее закрытое, связанное с обрядами инициации, представлено на выставке уникальными своей нехарактерной образностью масками, а беспечные, кочующие по стране танцоры-шуты Коре-Дуга — танцевальными атрибутами. Хотя внешне это общество открыто и похоже на бродячую театральную труппу, оно выполняет важную роль в улаживании конфликтов между отдельными людьми, деревнями, народами, являясь частью общества Коре.
Такая важная для традиционного уклада часть жизни, как охота также подчинена правилам и законам «тайных обществ». Профессиональное объединение охотников, которое регулирует их деятельность не только в Мали, но и в сопредельных странах — Гане, Гвинее, Буркина-Фасо является важнейшим из них. На выставке продемонстрирован полный традиционный костюм охотника этнической группы догонов с вооружением середины XIX века, до превращения Мали во французскую колонию.
Зрители смогут также увидеть маски и марионетки, чьи театрализованные представления и церемонии популярны по всей стране за ее пределами. Призванные почтить народ фаро — духов, обитающих в воде, и духов леса эти церемонии могут быть полностью сакральными, но могут принимать форму марионеточных представлений, открытых для всех. Выставка наглядно демонстрирует, что традиционные институты коммуникации и объединения людей сохраняются в эпоху постиндустриального общества не как экзотика и архаизм, перешедший в область театра и лубочных представлений, но как действенный инструмент организации жизни такого сложного и разнородного общества как союз этносов Республики Мали.
Лекционная программа в рамках выставки
8 июня, 19.00
Легенды и мифы охотников манден (Западная Африка)
Лектор: Кандидат филологических наук, доцент кафедры африканистики СПбГУ, участник Малийской экспедиции ИвРАН при участии Музея Востока — О.Ю. Завьялова
Охотничья традиция Западной Африки, в частности народов манден - манинка и бамана, до сих пор играет важную роль для африканцев. Раньше охотниками могли стать только «хранители колчана», т.е. воины, не ремесленники: любой человек может заниматься охотой на мелкую дичь, но есть donsow, принадлежащие к союзу охотников и прошедшие обучение и обряд посвящения. Еще пару десятков лет назад говорили, что президентом страны не может стать человек, не принадлежащий к союзу охотников. Охотники не только основные защитники воины народа, но и посвященные в тайны, они должны уметь гадать, составлять лечебные и магические средства, ведь убивая животных они сталкиваются с высвобожденной энергией ньяма, которая может им навредить. Они хранители традиций всего социума, но имеют и собственную богатую устную традицию. На лекции вы узнаете о фольклорных традициях охотников Западной Африки, а также правилах и нормах, регулирующих их жизнь в охотничьих союзах.
16 июня, 19.00
Маски общества Коре из Бугуни (регион Сикассо, Мали)
Лектор: Доктор культурологии, ведущий научный сотрудник ИвРАН, руководитель Малийской экспедиции ИвРАН при участии ГМВ — П.А. Куценков
Город Бугуни (регион Сикассо, Республика Мали) и его окрестности обычно ассоциируются с масками типа Согоникун/Чивара. Но в Бугуни есть и другие маски, которые пользуются куда меньшей известностью. Часть масок из района Бугуни своеобразна настолько, что в этом случае невозможно ограничиться общими рассуждениями о множественности стилей в искусстве бамбара. На лекции вы узнаете о роли общества Коре в Мали, а также о том, почему у бамбара из деревни Сиратого могли появиться маски общества Коре «Дикий буйвол», совершенно не характерные для их искусства.
Маски общества Коре из Сиратого обнаруживают явное сходство с плоскими полихромными масками Сакробунди и Беду. Эти большие (до 2 м высотой) плоские расписные маски использовались в обрядах, связанных с антиведовской магией. Церемонии с их участием характерны для нескольких небольших этносов Кот д'Ивуар и на граничащей с ним территории Ганы. Заимствование бамбара форм масок Сакробунди могло состояться не ранее 1893, и, скорее всего, не позднее 1896 г. Это событие было связано с особенностями военной политики Самори Туре – угоном населения с территорий, оккупируемых французами, и смешанным этническим составом его воинских формований.
22 июня, 19.00
Традиционные марионетки в культуре этносов Республики Мали
Лектор: куратор выставки «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали», участник Малийской экспедиции ИвРАН при участии ГМВ — А. В Улитин
Марионетки являются неотъемлемой частью ритуальной культуры различных народов, проживающих на территории республики Мали. Такой же, как и ритуальные маски, которые широко известны в мировой культуре. В виде марионеток могут изображаться различные персонажи от животных до людей.
В ходе полевого сезона 2022 года в республику Мали экспедицией Института Востоковедения при участии Государственного музея Востока был получен разнообразный материал, посвященный театру марионеток. Он включает в себя не только сами марионетки различного размера и устройства, но и обширные записи устных преданий, раскрывающие роль и предназначение марионеточного тетра в духовной и культурной жизни Республики Мали. В рамках лекции будут рассмотрены различные персонажи, используемые в качестве образов для марионеток, от животных до обобщённых образов, отображающих современный взгляд на исторические события в республике. Будет рассказано об уровнях восприятия тетра марионеток в обществе и его влияния на общественную жизнь в Республике Мали, а также описаны традиции изготовления, способы сохранения и восстановления кукол марионеточного театра.
29 июня, 19.00
Священные шуты в традиционной культуре Республики Мали
Лектор: куратор выставки «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали», научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии, и Тропической Африки ГМВ, участник Малийской экспедиции ИвРАН при участии ГМВ — Дарья Ванюкова
Функции священных шутов Коре-Дуга в малийской традиционной культуре – сопровождение фестивалей, праздников, свадеб танцами, песнями, вышучиванием. Ритуальное обжорство и неумеренное пьянство, как и едкий юмор свойственны Коре-Дуга вместе с познаниями в традиционной медицине. Их костюмы представляют собой максимально парадоксальную смесь элементов костюмов разных этно-профессиональных групп, либо одежду из пестрых лоскутов, превращенную в лохмотья, надетую наизнанку. С приходом в Мали элементов западной популярной культуры достойное место в церемониальном костюме Коре-Дуга заняли цилиндры, ободки с Микки Маусами, гигантские цепи из самоварного «золота», отсылающие к американскому гангста-стилю, карнавальные парики и т.д. Частый элемент костюма священного шута – лошадка, на которой он «скачет» во время танца. В общество люди происходят из всех социальных и профессиональных групп, независимо от этнической принадлежности, пола или религии. На лекции мы поговорим о роли священных шутов в Мали и о том, как устроена жизнь беспечных шутников Коре-Дуга в традиционном обществе.