Министерство культуры РФ
Государственный музей Востока
Куратор: Марина Сучкова
Мария Эльконина – представительница советского андеграунда второй половины XX века. Выставка ее работ из коллекции Юлии Вербицкой-Линник откроется в Музее Востока 11 июня 2025 года.
Творчество Элькониной представляется как переосмысление традиций русского авангарда, воспринятых ею от родителей – художников-монументалистов. Графика Фаворского, супрематические композиции Малевича, контррельефы Татлина, восхищение творчеством Сезанна стали отправной точкой для формирования уникального стиля Марии Элькониной. Художница избрала необычную технику для своих произведений. Она работала на стыке живописи и трехмерных объектов. Любимым ее материалом было дерево.
«Старые доски, боковины, створки, ящики шкафов и тумбочек – эти утратившие свое бытовое предназначение материальные фрагменты человеческого бытия Эльконина превращала в объемные композиции сродни архитектонам Малевича. Из наложенных друг на друга геометрических элементов, кругов, квадратов, подсвеченных тонкими градациями темных красок масляной живописи и лака, проявляются символические образы – креста, свечи, молящихся», – объясняет куратор выставки Марина Сучкова.
По признанию самой художницы, она ввела рельеф в свои работы в 1955 году: «Это было сделано для усложнения пространственно-пластической идеи. В России в эти годы ничего подобного не было. Что делалось на Западе – мы не знали. И дальше всю свою жизнь я продолжала развивать, усложнять и одновременно упрощать свою живопись по деревянному рельефу».
Мария Викторовна считала, что прожила жизнь в трагическое время. Это настроение проявляется в интонации работ, в аскетичности ее творческого языка и излюбленных тем. Рельефные композиции Элькониной «Фигуры», «Фигуры и свечи», «Свечи», «Кресты», «Кресты и рамы», «Материнство», «Ключи» – это порталы в некое иллюзорное пространство, подобно старым, закопченным временем иконам, наполненные глубоким духовным содержанием и связями с прошлым.
«Мне очень близки слова древних греков, впоследствии сказанные Бродским: «То искусство, которое не связано и не имеет корней с прошлым, это искусство не имеет и будущего». По-моему, в этом заложен глубочайший смысл. Причем, связь с прошлым может быть самой различной. Но это необходимо пройти. В любом каком-то качестве», – объясняла суть своего творчества Мария Эльконина.
На выставке будет показано 24 произведения художницы. Это небольшая часть наследия художницы, которое рассеяно по миру. Коллекционер Юлия Вербицкая-Линник называет Эльконину сильным драматическим художником, который достоин всеобщей известности: «Ее работы «говорят» не только красками, но и символами, поверхностями, формами, тонкими аналогиями. Поистине, Мария Эльконина художник загадочной страны, на просторах которой сошлись в неразрывной связке Восток и Запад, - России», – считает Юлия Вербицкая-Линник.
Выставку дополнят записи интервью, в котором художница рассказывает о своем творчестве. Экспозиция будет доступна для посещения до 3 августа.
Справка:
Мария Викторовна Эльконина (1935–2018) родилась в семье московских художников Виктора Борисовича Эльконина и Надежды Михайловны Элькониной-Розенберг. Художественное образование получила в Московском Полиграфическом институте в 1959 году. В 1960 году стала членом Союза художников СССР.
Работы художницы находятся в Государственном Русском Музее, Музее-квартире Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге, музее Петера Людвига в Кельне, частных собраниях в России, Германии, Франции, Канаде, США, Швейцарии.