Средний чек в музейном магазине – 300 рублей, магниты и карандаши «делают» основную кассу музейных магазинов, а каждый десятый музей вообще не имеет сувенирной лавки. Заместитель директора по развитию Владимир Аветисян стал спикером деловой программы фестиваля «Интермузей» по теме «Лидеры продаж. Как делать запоминающиеся сувенирные коллекции».
В своем выступлении Владимир Аветисян рассказал о результатах исследования, которое провели Государственный музей Востока и Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва совместно с ICOM России. Более 100 музеев страны стали участниками опроса о статистике продаж сувенирной продукции, которой не принято открыто делиться с коллегами.
И первые данные, которые удивили исследователей, – 11% музеев вообще не имеют сувенирных магазинов. Почти у половины 90% ассортимента – не изображения музейных экспонатов. В процессе исследования обнаружилось, что только каждый пятый музей представлен на маркетплейсах, да и то - через посредников.
Также Владимир Аветисян рассказал о двух способах наполнения сувенирных магазинов: количественный - напечатать изображения музейных шедевров, и качественный – учесть запросы посетителей. Осмысленный подход он объяснил на примере Музея Востока.
«Внутреннее исследование показало, что один из самых интересных «мотивов», который проходит через весь наш музей – это керамика. И очень многое связано с чайной культурой. В какой-то момент мы начали проводить чайные церемонии. И опираясь на это, мы начали продавать китайский чай, оформленный изображениями с китайских свитков. Сотрудники сувенирного магазина отметили, что у посетителей есть запрос: не только купить чай, но также и то, из чего его пить. Обычная кружка уже не годится, особенно после того, как люди только что видели в музее восточную посуду. Поэтому у нас в продаже появились и недорогие стилизованные чайные наборы, и настоящая риштанская керамика от узбекского мастера, изготовленная по оригинальной технологии, которая передается из поколение в поколение», – рассказал Владимир Аветисян.
Другой пример «сувенирки» подсказали смотрители. По их наблюдениям, посетители всегда в восторге от восточной одежды. Так в музейном магазине появились наборы оригами с принтами тканей кимоно из постоянной экспозиции.
«Это не просто – отправил картинку и все готово. Была проделана огромная работа. Общаясь с коллегами, которые просят совета, мы предлагаем вкладывать свои временные ресурсы в разработку качественных сувениров и уходить от массовости. Нужно делать вещи высокого уровня, проработанные, когда видно, что они созданы с заботой о покупателе», – подчеркнул спикер.
Также Владимир Аветисян озвучил общероссийский рейтинг по музейным продажам, в убывающем порядке: магниты, открытки, блокноты, ручки-карандаши, кружки и шоперы. Книги и каталоги гораздо ниже. Как итог, средний чек – 300-350 рублей.
Результаты исследования позволят руководителям музеев и начальникам отделов маркетинга понимать среднестатистические показатели по стране, планировать свою закупочную деятельность и формирование бюджетов, формировать долгосрочные и краткосрочные задачи для работы отделов маркетинга, лучше ориентироваться в типах сувенирной продукции и формировать ассортиментный ряд. А в следующем году исследование будет проведено повторно, чтобы отследить динамику.